(Гагалюк Антоний Максимович; 2.04.1889, посад Ополе Новоалександрийского у. Люблинской губ. (ныне город, Польша) - 1.06.1938, г. Благовещенск Дальневосточного края (ныне Амурской обл.)), сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Курских святых; Польской Православной Церковью включен в Собор св. мучеников Холмских и Подляшских), архиеп. Курский и Обоянский. Отец О. состоял лесником в казенном лесничестве, где проживал в 7 верстах от ближайшей деревни и в 37 верстах от Новоалександрии (ныне г. Пулавы Люблинского воеводства). В 1894 г. дом лесника подожгли занимавшиеся незаконной рубкой леса крестьяне; отец О. скончался от ожогов. По просьбе матери Екатерины (впосл. мон. Наталия) Антоний был принят в сиротский приют в г. Люблине, куда поступила и его мать в качестве повара. Там же окончил церковноприходскую школу, учился хорошо и был отправлен на средства приюта в Холмское ДУ. В 1904 г. окончил уч-ще с отличием и был принят в Холмскую ДС. За месяц до окончания семинарии заболел. Как он вспоминал позже, во время болезни ему было видение. Некий старец-пустынник сказал, что он должен избрать путь церковного служения и принять монашество. Антоний дал себе такой обет и вскоре выздоровел. Позже на иконе он узнал в явившемся к нему прп. Онуфрия Великого. В 1911 г. окончил семинарию по 2-му разряду и поступил в СПбДА. Летом 1913 г., по окончании 2-го курса академии, был послан в Яблочинский во имя преподобного Онуфрия Великого мужской монастырь Холмской губ. читать лекции по богословию на курсах, организованных для группы прибывших из Галиции учителей. Перед отъездом в академию тяжело заболел; как О. сообщал позже, ему вновь явился прп. Онуфрий Великий, укоривший его за неисполнение данного 2 года назад обета. После этого Антоний окончательно решил принять монашество. 5 окт. 1913 г. ректор СПбДА Ямбургский еп. Анастасий (Александров) совершил в академическом храме постриг Антония в монашество с наречением имени в честь прп. Онуфрия Великого. Впервые совершавшийся по древнему чину постриг в храме академии привлек много людей. В числе молившихся были Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский; впосл. патриарх) и обер-прокурор Синода В. К. Саблер. 11 окт. того же года еп. Анастасий рукоположил О. во диакона и вскоре - во иерея. Учась в академии, О. вместе с др. студентами-священниками посещал ночлежные дома. По благословению еп. Анастасия с окт. 1913 по июль 1915 г. служил в храме свт. Иоасафа Белгородского в пос. Михайловка, вблизи от ст. Парголово Финляндской железной дороги. В июне 1915 г. окончил СПбДА со степенью канд. богословия за соч. «Вопрос о спасении в сочинениях Филарета (Дроздова), митрополита Московского» и 15 июля того же года был определен на должность преподавателя рус. церковной истории и обличения раскола, проповедничества и истории миссии в пастырско-миссионерскую ДС при Бизюкове Пропасном во имя священномученика Григория, просветителя Армении, мужском монастыре Херсонской и Таврической епархии. Во время гражданской войны Бизюков мон-рь подвергся налету банды махновцев; мн. монахи были убиты, уцелевших, в т. ч. О., крестьяне близлежащих сел отбили у бандитов и доставили в ближайшие селения. О. увезли в г. Берислав Таврической губ. (ныне Херсонской обл.), где по просьбе прихожан викарием Одесской епархии Николаевским еп. сщмч. Прокопием (Титовым) он был назначен настоятелем Успенской ц. В 1922 г. переведен настоятелем Никольской ц. в г. Кривой Рог Екатеринославской губ. (ныне Днепропетровской обл.) и возведен в сан архимандрита. На Киевском совещании 1922 г. избран кандидатом во епископа. В дек. того же года обновленческий Одесский и Николаевский «митрополит» Евдоким (Мещерский) обращался к О. через его брата Андрея с предложением присоединиться к обновленчеству и обещал ему сан епископа, однако О. ответил, что не желает иметь с Евдокимом ничего общего. 4 февр. 1923 г. в Киево-Печерской лавре патриарший экзарх всея Украины Гродненский и Брестский митр. Михаил (Ермаков) в сослужении викария Киевской епархии Уманского еп. Димитрия (Вербицкого; впосл. архиепископ) совершил хиротонию О. во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Первую архиерейскую литургию О. совершил 6 февр. в Успенском соборе г. Елисаветграда (ныне г. Кропивницкий Кировоградской обл.) при большом стечении молящихся. Через неск. дней к нему явился уполномоченный от обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ), чтобы узнать, какой церковной ориентации он придерживается. О. ответил, что не признаёт ВЦУ.
11 февр. 1923 г. арестован по обвинению в том, что не зарегистрировался у властей как епископ и возглавил незарегистрированное местное церковное управление. Заключен в елисаветградскую тюрьму, затем переведен в Одессу, где содержался в заключении 3 месяца. 15 мая О. освободили и взяли с него подписку, что он покинет Одесскую губ., хотя суда не было. О. избрал местом жительства Кривой Рог. Вскоре по прибытии туда он отправил послание к елисаветградской пастве о непризнании обновленческого ВЦУ и начал активную борьбу с обновленчеством. В окт. того же года был вновь арестован, заключен в криворожскую тюрьму, затем переведен в Екатеринослав (ныне г. Днепр), оттуда - в Харьков. В янв. 1924 г. освобожден под подписку о невыезде. Находясь в Харькове, по поручению патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) взял на себя управление Одесско-Херсонской епархией и Елисаветградским вик-ством в основном посредством переписки. В это время вел активную борьбу с обновленцами. Также выступал против григорианского раскола, возникшего в дек. 1925 г. Вместе с др. архиереями подписал обращение в поддержку зам. патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) против григориан. Писал статьи апологетического, поучительного и исторического характера, составившие 3 тома (общий объем 1062 машинописные страницы). Вел обширную переписку с духовными детьми и почитателями. В проповедях поучал людей всегда оставаться неизменно верными и преданными чадами св. правосл. Церкви. После распространения по епархии открытого письма О. против обновленцев началось его преследование. На основании доносов обновленцев 12 окт. 1926 г. он был арестован. 5 нояб. Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило О. к 3 годам ссылки на Урал. Местом ссылки стало с. Кудымкар Верхнекамского окр. Уральской обл. (ныне город Пермского края). О. было запрещено участвовать в богослужениях, читать и петь на клиросе. Находясь в ссылке, О. много писал на церковные темы. В одном из очерков он размышлял о смысле гонений на служителей Христовых - ссылках, тюрьмах: «Все это совершается не без воли Божией. Значит, в любое время они могут и окончиться, если сие будет угодно Богу. Посылаются эти гонения для испытания нашей верности Богу. И за твердость ожидает нас венец жизни... Не нужно и думать о каком-либо самовольном изменении нашей участи в гонениях путем каких-либо компромиссов, сделок со своей совестью. Гонения - крест, возложенный на нас Самим Богом. И нужно нести его, быть верным долгу своему даже до смерти». В окт. 1928 г. арестован в ссылке и отправлен в Тобольск Уральской обл. (ныне Тюменской обл.), где содержался в тюрьме в течение 3 месяцев, до нач. 1929 г. В февр. того же года отправлен этапом в ссылку в Сургут Тобольского окр. Уральской обл., где находился 9 месяцев. В сент. того же года получил право вернуться в Тобольск, но в с. Уват был снят с парохода и арестован, однако вскоре освобожден и в нояб. прибыл в Тобольск. В окт. 1929 г. закончился срок ссылки и О. получил разрешение властей поселиться в Ст. Осколе Центральночернозёмной обл. (ныне Белгородской обл.), в связи с чем митр. Сергий (Страгородский) назначил его на вновь образованное Старооскольское вик-ство Курской и Обоянской епархии.
В дек. 1929 г. О. прибыл в Ст. Оскол и вступил в управление викариатством. Он получил разрешение от местной власти совершать богослужения только в одной церкви. Вскоре в пределах викариатства прекратилась деятельность обновленцев, а к марту 1930 г. количество действующих храмов возросло до 161. В марте 1933 г. О. был вновь арестован и пробыл в заключении в старооскольской тюрьме 2 недели, после чего был этапирован в воронежскую тюрьму, где провел более 3 месяцев. В июне 1933 г. освобожден и отправлен в Курск. 27 июня уволен на покой, но уже 11 авг. назначен епископом Белгородским, временно управляющим Курской епархией. С 22 нояб. того же года - епископ Курский. 30 янв. 1934 г. возведен в сан архиепископа Курского и Обоянского. Ему был предоставлен для богослужения только один храм, запрещены посещения городских и сельских храмов епархии. Весной 1935 г. в Курске приняла монашеский постриг мать О. 23 июля 1935 г. он был вновь арестован с группой духовенства, в т. ч. с прот. сщмч. Ипполитом Красновским и со свящ. сщмч. Виктором Каракулиным по обвинению в контрреволюционной деятельности, заключен в тюрьму. Виновным себя не признал. 9 дек. специальная коллегия Курского обл. суда приговорила О. к 10 годам ИТЛ. Из Курска был переведен в орловскую тюрьму, а оттуда в марте 1936 г. отправлен по этапу на Дальн. Восток.
Отбывал срок в Среднебельском совхозе Дальневосточного ИТЛ на ст. Среднебелая Амурской обл. Дальневосточного края (ныне Амурской обл.). В февр. 1938 г. против О., Белгородского еп. сщмч. Антония (Панкеева) и др. находившихся в лагере священно- и церковнослужителей было начато следственное дело. О. категорически отверг предъявленные ему обвинения в создании контрреволюционной организации из числа заключенных священнослужителей и в проведении антисоветской агитации. В марте того же года отправлен в тюрьму в г. Благовещенск. 17 марта 1938 г. постановлением Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю приговорен к высшей мере наказания, расстрелян в благовещенской тюрьме.
Прославлен Архиерейским юбилейным собором РПЦ 2000 г. В 2013 г. в Кривом Роге установлен памятник О. и Симферопольскому и Крымскому еп. сщмч. Порфирию (Гулевичу).